среда, 9 июля 2014 г.

Кто для казахов А.В. Затаевич

Александр Викторович Затаевич – выдающийся музыкальный и общественный деятель, истинный друг казахов. 

Старанием  и любовью он сберег от забвения яркую, самобытную музыкальную культуру нашего народа.

Народ полюбил его, оценил, поверил ему свои песни, а значит, и душу. Прикоснувшись к нашей истории, Затаевич нашел свое призвание и обрел известность.

А. В. Затаевич родился в 1869 году в Орловской губернии в семье польского ссыльного. Мечту поступить в Московскую консерваторию после окончания военной гимназии осуществить не удалось. Как он сам впоследствии писал, «нужно было помогать неимущей матери-вдове и сестре, нужно было что-нибудь срочно зарабатывать».

Разносторонне одаренный музыкант, пианист, он  вначале был известен в России как музыкальный критик.  В 1896 году Затаевич познакомился с С. Рахманиновым, который проявил интерес к его композиторским произведениям, помог их изданию. В 1904 — 1915 годах Затаевич служил в Варшаве, где также занимался активной музыкально-общественной деятельностью. 

С казахской традиционной музыкой А. В. Затаевич впервые познакомился в 1920 году в городе Оренбурге - тогдашней столице Казахстана, где он оказался с семьей по службе. 

Сюда приезжали люди со всего Казахстана. Он подрабатывал пианистом в ресторанах, иллюстрировал немые кинофильмы, как человек культуры и музыкант посещал театр, клубы, где выступали казахские певцы. Вначале это был обычный интерес музыканта к новому. 

Но затем мелодическое богатство песен и их неизвестность среди музыкантов подтолкнули Затаевича к решению серьезно заняться собиранием, изучением и систематизацией казахского фольклора. Это было время, когда страна переживала трудный период. 

Не успела завершиться первая мировая война, как развернулась гражданская. В стране царили голод, разруха, эпидемии. В такой обстановке и в свои немолодые годы он начинает бесценную работу, с большим интересом и вниманием делает все, чтобы записать на нотной бумаге песни и кюи.

Как вспоминают современники, А. В. Затаевич «был небольшого роста, с усиками, быстро двигался и говорил на русском без акцента, вежливый, деликатный, интеллигентный. Разговаривал  по-особенному тепло, как будто в душу хотел заглянуть. Оказывается, это человек хотел узнать  все-все про казахов».

Обладая исключительным человеческим обаянием, тактом и тонким умением находить общий язык с людьми разных возрастов, профессий и разных социальных прослоек казахского народа,  Затаевич узнавал от них и записывал любые сведения о народной музыке. 

Его корреспондентами были: общественный деятель, ученый Ахмет Байтурсынов, писатель, драматург Жусупбек Аймауытов, революционер, государственные  деятели Ораз Жандосов и Алма Уразбаева, легендарный Тургайский комиссар Алиби Жангильдин, первый комсомолец востока Гани Муратбаев, Гайни-Жамал Дулатова-жена поэта и общественного деятеля Миржакыпа Дулатова. 

Среди них великие таланты-певцы  Амре Кашаубаев, Майра Шамсутдинова, Кали Байжанов, ученые и знатоки казахской музыки Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Мухамеджан Фаризов, писатели Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Жансугуров, Сабит Муканов, мастера искусств Елубай Умирзаков, Жумат Шанин, Урия Турдыкулова, Иса Байзаков  и др. 

Как вспоминает доктор музыковедения, профессор Б.Г. Ерзакович, «А.В. Затаевич   в каждой песне услышал огромные художественные нюансы и при записи каждой песни указал, где усиливается, где утихает звук, где быстро и где медленно, т.е. это была большая кропотливая работа, которая имела огромное значение для нашего времени».

Записав много казахских песен и кюев, Затаевич подготовил большой фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в  1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты посвящаю и вам возвращаю я этот  труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии».

За этот труд А.В. Затаевич первым из казахстанцев был удостоен звания народного артиста республики. 5-й съезд Советов республики назвал его отцом казахской песни.

Окрыленный высокой оценкой своей работы, Затаевич с еще большим энтузиазмом продолжил собирание произведений народного творчества, решив расширить границы поиска. 

Преодолевая огромные расстояния, без удобств для отдыха и ночлега, он в течение трех лет объехал почти весь Казахстан. Знакомился с музыкальными традициями казахского народа, встречался и близко дружил со многими замечательными деятелями народного творчества, собрал еще несколько сот новых произведений. 

В августе 1926 года Затаевич пишет родным: «Рад, что приобщился  к кочевой жизни. Видел хороших людей, записывал великолепные песни, наблюдал удивительные картины природы. Народ в громадном большинстве очень милый и добродушный. Пил кумыс. По пути из Каркаралинска в Семипалатинск собрал более 200 песен и инструментальных пьес. Есть среди них такие, что в Москве рот разинут».

В итоге появляется второй сборник «500 казахских песен и кюев».
Эти тщательно подготовленные научные труды  представляли собой огромную ценность, как антологию казахского музыкального фольклора с древних времён до 1930-х годов, так как были собраны не только музыкальные произведения,  но и сведения об укладе жизни народа, о традициях, характере, быте казахов. 

Здесь нашли отражение и биографические сведения о жизни и творчестве выдающихся казахских композиторов и музыкантов, таких как Курманғазы, Таттимбет, Дина, Биржан, Абай, Жаяу Муса, Даулеткерей, Балуан Шолак, Мухит, Ибрай.  

Следом Затаевич готовит третий сборник «400 казахских песен и кюев», куда должны были войти шедевры, записанные из уст виртуозных мастеров К. Байсеитова, К. Бабакова, К. Жандарбекова, М. Ержанова, Ж. Елебекова. Эти люди глубоко знали цену песен и сами были признанными исполнителями. 

По решению правительства республики Затаевич переезжает в Москву - так надежнее вести издательские дела. В мае 1936 г Москва ждала первую декаду казахского искусства. Затаевич волновался - это был его праздник. 

И вдруг в «Известиях» среди комплиментов и похвал появляется упрек о несовершенстве записей песен вручную. Приглашение на открытие он не получил. «Хоть и свой, но из дворян. Подумаешь, 1000 песен, да хоть миллион, творил-то не он, а народ». И это говорил нарком просвещения…

В сентябре Затаевич отправился собирать песни в Киргизию. В декабре по возвращении в Москву по ошибочной информации телеграфа его никто не встретил. Пройдя пешком от Казанского вокзала до Арбата, Затаевич простудился и через десять дней скончался. Издать готовый третий том казахских песен он не успел.

Музыкально-этнографическая деятельность А.В. Затаевича получила восторженную оценку со стороны французского писателя и музыкального деятеля Ромена Роллана. 

Записи казахской музыки Затаевича  использовали в своих трудах многие композиторы. С. Рахманинов использовал в своих симфонических танцах казахские темы, в том силе мелодию народной песни «Япурай».

В первой из казахских опер «Жалбыр» композитор Е. Брусиловский использовал 57 его записей. Использовали их в своих произведениях и композиторы С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, М.М. Ипполитов-Иванов.

Затаевич являлся одним из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки. Автор сборников «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано», «Песни казахстанских татар», «Песни Казахстана», «250 киргизских инструментальных пьес и напевов», «Песни разных народов», «Киргизские инструментальные пьесы и напевы».

Светлый образ А.В. Затаевича, его вклад в культуру и искусство казахского народа навсегда останутся в памяти потомков.

Предлагаю послушать казахскую народную песню «Япурай» в исполнении народного артиста СССР Алибека Днишева, а также фрагмент из симфонического танца С. Рахманинова (опус 45 часть 1), в котором звучит тема «Япурай»:




Комментариев нет:

Отправить комментарий